Москва: 8 (927) 211-27-66
Тольятти: 8 (848) 276-53-52
Римское право
Право Древнего
Рима – это наиболее развитая система права в древности, которая послужила
основой для современной системы права, в том числе и в России. Римское право
оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство
европейских народов, как латинский язык — на науку.
В развитии
античного римского права выделяют четыре основных этапа.
1. Период
древнего, или квиритского, гражданского права — 754 г. до н. э. В этот период
основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные
институты правовой системы Рима.
2.
Предклассический период — 367 г. до н. э. Его нормы были рассчитаны на
патриархально-натуральное хозяйство, издаются законы, развивается
наследственное право.
3. Классический
период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. оно было приспособлено к торговому
обороту и денежному обращению. Появляются сенатусконсульты, и юристы.
4.
Постклассический — 284–565 г. н. э. Особенность римского права
послеклассического этапа состояла в том, что его развитие определялось не
столько разработкой новых правил и норм, сколько стремлением кодифицировать уже
имеющиеся.
Римское право
делилось на публичное и частное. По определению известного римского юриста
Ульпиана, «публичное право есть то, которое относится к положению римского
государства; частное – которое (относится) к пользе отдельных лиц».
Публичное право
выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между
государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными,
отдельными лицами они изменены быть не могут.
Частное право
выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут
быть изменены соглашением между частными лицами и регулировали широкий круг
общественных отношений:
- правовое
положение лиц;
- брак и семья;
- вещные права
(право владения, право собственности и права на чужие вещи):
-
обязательственное право;
- наследственное
право;
- процессы и
иски.
Следует отметить два правовых института,
которые имели особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления
и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой
рабовладельческого общества.
Во-первых,
институт неограниченной индивидуальной частной собственности, установивший в
широком объеме права рабовладельцев на землю, обеспечивший полную свободу
эксплуатации рабов и предоставивший купцам действительную возможность
распоряжаться товарами.
Во-вторых,
институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме
в первые века новой эры, и ведение богачами крупного хозяйства вызвали
необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и
детальной формулировки прав и обязанностей сторон на основе твердости договора
и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.
На сегодняшний
день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных
заведениях. Значение римского права для многих государств просто колоссально.
Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года, где
до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права.
Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело
создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей
работой смогли создать основу для многих правовых систем существующих на
сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.
Прецедентное право
Прецедентное
право распространено и в настоящее время охватывает треть государств в мире, в
эту правовую семью входят Великобритания, США, Австралия, Канада и ряд других
бывших колоний Великобритании.
В 12 столетии
короли Англии стали направлять чиновников для решения административных
вопросов, в числе которых были и судебные, в разные регионы собственных
владений. Сначала послы руководствовались не законами, которые в то время
отсутствовали, а результатами опросов соседей либо свидетелей. Чаще всего
опрашиваемых было 12. Из них впоследствии было сформировано жюри присяжных. В
конце 12 века опыт королевских чиновников начали обобщать в трактатах по общему
английскому праву.
Прецедентная
система права разработана на основании судебных решений, а не законных и
подзаконных актов, принятых исполнительными органами. Нормы формируются в
рамках рассмотрения конкретных дел. Решение, принятое по определенному спору, в
дальнейшем подлежит применению в разбирательствах по аналогичным предметам. В
случае отсутствия четкого определения в законодательстве суд обладает
полномочиями и обязанностью создавать норму. Их совокупность выступает как
прецедентное право. С ним связываются все предстоящие решения. В случае, когда
в рамках разбирательства участники процесса высказывают несогласие с законом,
суд рассматривает дело, применяя прецедентное право. Если подобный спор в
прошлом был решен, уполномоченный орган должен руководствоваться аргументами,
использованными в том случае. Если же будет установлено, что суть дела коренным
образом отличается от предыдущих разбирательств, то спор будет считаться
рассматриваемым впервые. Решение, которое по нему будет принято, станет
прецедентом. Соответственно, оно будет связывать все последующие дела согласно
принципу обязывающей силы таких судебных актов.
Прецедент
является основным источником права, то есть не совокупность правил,
предусмотренным законом, а то, к чему приводит судебное рассмотрение. Юридические
доктрины при этом также применяются, но им отводится более скромная роль. Прецеденты
главенствуют над законами в данной правовой системе.
Прецедентное
право не предусматривает разделения права на публичное и частное, что также
является одним из его важнейших принципов.
В России аналогией
элементов прецедентного права выступают разъяснения (постановления) Пленума Верховного
Суда, которые можно считать прецедентным регулированием. Постановления
Конституционного суда, касающиеся толкования Конституции, и признания актов
противоречащих Основному закону, по сути, также выступают в качестве источника
права или примера фактического применения прецедентного права в РФ.
Право вето
Организация
Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания
и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между
государствами. Структура и основы её деятельности разрабатывались в годы Второй
мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Устав ООН был
утверждён на Сан-Францисской конференции, и подписан 26 июня 1945 года
представителями 50 государств (сейчас 193 страны). Совет Безопасности –
постоянно действующий орган, на который возложена главная ответственность за поддержание
мира и безопасности. В
состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных,
избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. К
постоянным членам относятся Великобритания, Китай, Россия, США, Франция.
Вопрос о
процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался на конференции
четырёх держав — Великобритания, Китай, СССР и США — в Думбартон-Оксе,
проходившей в 1944 году. За основу обсуждения был принят проект, подготовленный
США, в котором предусматривалось обязательное единогласие всех постоянных
членов Совета при принятии решений.
Согласно
статье 27 Устава ООН, при решении вопроса каждый член СБ имеет один голос.
Решение по любому вопросу, кроме процедурного, считается принятым, если за него
подано не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных
членов Совета (принцип единогласия). Таким образом, СБ не может принять ни
одного решения по непроцедурным вопросам, если против проголосовал, используя
так называемое право вето (лат. veto - возражаю, запрещаю), хотя бы один из
постоянных членов. Если постоянный член воздерживается от голосования по тому
или иному вопросу, это не рассматривается как вето. В ряде случаев вето на
проект резолюции накладывали сразу несколько постоянных членов СБ.
Согласно
сайту ООН, с 1946 г. в ходе открытых заседаний постоянные члены СБ использовали
право вето в следующих количествах:
Китай
всего 11 раз, из них единолично 3 раза,
Франция
16 – 1,
Соединённое
королевство 29 – 5,
США
84 – 59,
СССР/РФ
112 – 104.
Вето накладывали чаще всего при рассмотрении
положения на Ближнем Востоке и на Юге Африки, 41 раз - чтобы не допустить
принятия в ООН новых членов и примерно столько же - чтобы блокировать
назначение нового генерального секретаря. Советский Союз активно пользовался
правом вето до начала 1970-х гг. Так, в 1946-1970 гг. СССР заблокировал 80
резолюций, а другие страны только три. До 1971 г. Китай в СБ представлял
Тайвань, который использовал вето лишь раз.
Крепостное право
Крепостное
право существовало уже в Древней Руси XI века. Крестьяне подразделялись на
категории: смердов, закупов и холопов. Смерды – это свободные общинники-земледельцы с мерной долей
земли, воины и пахари в одном лице. Но свобода их была ограничена сельской
общиной, в которой они состояли, а земля
была собственностью князя. Смерды имели собственную землю и вели на ней
хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Позднее
смердами в более широком смысле стали называть всех крестьян, основное
население страны, низший социальный слой. Закупы — свободные смерды,
заключившие с феодалом особый договор (ряд). Рядович брал взаймы ссуду и на
период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле
феодала со своим инвентарем и становился закупом. Холопы по правовому положению
приближались к рабам. Но здесь следует различать холопа с челядином. Холоп — раб из местного
населения, челяди́н — раб, захваченный в результате похода на соседние племена,
общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По
сравнению с челядином, холоп имел несравненно больше прав и поблажек.
Юридически
зависимость земледельца, крестьянина от помещика, владельца земли оформлена не
была, а когда стала оформляться, с введения ограничения права перехода от
одного помещика к другому, то носила подтверждающий характер того, что уже
существовало фактически. По своей сути это был негласный договор, о том, что
помещик, дворянин несёт обязательную службу государству, царю, а крестьяне в
свою очередь работают на землевладельца, обеспечивая его ресурсами для несения
службы. В 1497 году было введено ограничение права перехода от одного помещика
к другому — Юрьев день. В определенные сроки, около Юрьева дня, крестьяне могли
свободно оставить свой участок и перейти на другой. В 1581 году Юрьев день был
отменен. Крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам
(указы 1592 и 1597 гг.). Эти указы запрещали крестьянский выход и объявляли
писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—1593 годы, юридическим
основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых
книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу. С тех пор
положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и
покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили
право суда и наказания крепостных. Были ужесточены меры наказания за побег с
земли и усилена общая эксплуатация, что с позиции обществоведческих наук
рассматривается как движение в тупик. В 1597 году помещик получал право на
розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу —
«урочные лета». В 1607 году было принято соборное уложение: срок сыска беглых
крестьян увеличен до 15 лет. Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета,
закрепив, таким образом, бессрочный сыск беглых крестьян.
С
конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России
приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем
возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян,
род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные
лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у
своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство
Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих
интересов.
В
1718—1724 гг. была проведена податная реформа, окончательно прикрепившая
крестьян к земле. При Петре I крепостное право было подтверждено несколькими
законодательными актами (ревизиями и пр.), и создан новый класс посессионных
крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам. С 1747 года помещику
предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу. В 1760
году помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
Манифест
Петра III о вольности дворянства 1762 года
освобождал дворян от обязательной военной и государственной службы.
Крестьянство ждало, что логично последует и их освобождение от рабства у землевладельцев,
но не тут то было.
В
1765 году помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на
каторжные работы. С 1767 года крестьянам было строго запрещено подавать
челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору. С 1783
года крепостное право распространилось на Левобережную Украину (современные
Черниговская, Полтавская, части Сумской областей, а также восточные части
Киевской и Черкасской областей). Екатерина II своим фаворитам подарила около
800 тыс. государственных и удельных крестьян. Положение крепостных становилось
все тяжелее, они стремились вырваться из-под гнёта помещиков, иногда даже
прибегая к убийствам и поджогам помещиков, к бунтам и восстаниям.
19
февраля 1861 г. Александр II подписал
Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получили личную свободу
и право распоряжения своим имуществом, но за отводимые им земельные наделы они
должны были платить деньги. Помещики сохраняли собственность на свои земли, но
были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование усадьбу с
приусадебным участком, а также полевой надел. За это пользование крестьяне
обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Это указывало на помещичий
характер реформы: по условиям «освобождения» крестьянину было невыгодно брать
землю. Крестьяне получали от правительства выкупную сумму, но погашать ее они
должны были в течение 49 лет ежегодно по 6%. Такие результаты реформы не могли
удовлетворить крестьян, они считали себя обманутыми. Поэтому отмена крепостного
права вызвала не ликование, а взрыв крестьянского протеста. Начались
крестьянские волнения. Большую часть из них усмирили военной силой.
Земельная
проблема не была решена ни в правление Александра III,
ни реформами Столыпина, и привела в итоге к поддержке крестьянством Социалистической
революции.
ПРАВО
– это некий свод правил, законов, предписаний признаваемый и соблюдаемый всеми заинтересованными
сторонами. Если порядок, установленный правом, устраивает многих, то право
существует веками (римское). Если право обеспечено силой оружия, экономики,
авторитета, то никто его не оспаривает (вето). Если какая-то сторона перестаёт
считать их справедливыми, то право перестаёт существовать (крепостное).