Москва: 8 (927) 211-27-66
Тольятти: 8 (848) 276-53-52
Русская правда
Русская Правда –
древнейший памятник славянского права. Ее различные редакции были включены в
состав или послужили источникам многих более поздних юридических памятников. В
условиях догосударственных обществ поведение людей регулировали обычаи. С возникновением государства
господствующие слои начали приспосабливать обычаи своим интересам,
санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Так
возникло обычное право, которое
долгое время имело силу правового источника. Система норм обычного права
существовала в устной форме, поэтому значительная часть обычаев не сохранилась.
Однако упорядочение его уголовной части – наказаний за убийство, за оскорбление
действием, за преступления против собственности – впервые произошла, при Ярославе Мудром.
С формированием
на Руси церковной иерархии произошло разделение суда по византийскому образцу
на светский (княжеский) и церковный. К церковной юрисдикции относились
преступления, совершавшиеся особыми категориями населения (духовенством и так
называемыми церковными людьми), а также дела, связанные с браком, семьей,
наследством, «волхвованием» (колдовством). Наиболее ранний сохранившийся
памятник светского законодательства Древней Руси стал известен как «Русская
Правда». Он сохранился в трех версиях, известных как Краткая Правда,
Пространная Правда и Сокращенная Правда.
Источниками
«Русской правды» стали, помимо норм обычного права, княжеская судебная
практика, а также заимствования из авторитетных источников – прежде всего
Священного Писания, а также памятников византийского церковного и светского
права.
«Русская Правда»
сохранилась в очень большом количестве рукописных списков (свыше 110).
находятся в составе различных сборников или летописей.
Краткую Правду
традиционно делят на Правду Ярослава Мудрого и его сыновей (первые 41 статья).
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского)
хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение
оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества, о нормах прокорма
сборщиков этих платежей и правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах.
Текст
Пространной Правды был объединением текста, близкого Краткой Правде, с нормами
княжеского законодательства Святополка Изяславича, Уставом Владимира Мономаха
1113 г. (он определял размеры процентов, взимавшихся по займам), различные
юридические сборники – «Кормчие книги», «Мерило Праведное» и др. По объему
Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями).
Нормы Пространной Правды, действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в
первый его период.
К третьей
редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды.
Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в
ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают
как бы выдержки из Пространной.
«Русская Правда»
рассматривает лишь сравнительно небольшой круг правоотношений – убийство,
телесные повреждения, воровство, торгово-денежные отношения, наследство,
обращение с холопами. По-видимому, даже после складывания первичных светских
законодательных сводов бóльшая часть светских социальных отношений продолжала
регулироваться устным правом. Запись
законов и правовых актов в Древней Руси существовала, но применялась редко.
Некоторые статьи
« Русской Правды»:
3. Об убийстве.
Если кто убьет княжего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен
платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40
гривен.
22. Так же и во
всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не
менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию
железом. Если же менее значительный иск, то к испытанию водой. Если до двух
гривен или менее, то идти ему на судебную клятву в отношении своих кун.
40. О воровстве.
Если убьют кого-либо у клети или во время, какого иного воровства, то его можно
убить как собаку; если продержат его до рассвета, то вести на княжеский двор;
если же убьют его, а люди видели его уже связанным, то платить за него 12
гривен.
67. О бороде. А кто повредит бороду
и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же
свидетелей нет, и обвинение не доказано, то штрафа князю нет.
86. А при
испытании железом платить [в суд] 40 кун, а мечнику 5 кун, а детскому
полгривны; это плата за испытание железом, кто за что получает.
87. А если
привлекают на испытание железом по показаниям свободных людей, или подозрение
на нем будет, либо ночью проходил [у места преступления], то если [обвиняемый]
каким-либо образом не обожжется, то за муки ему не платят, но только судебную
пошлину за испытание железом платит тот, кто вызывал на суд.
88. О женщине.
Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины;
если же [убитый] будет виноват, то платить полвиры 20 гривен.
89. А за
убийство холопа или робы виру не платят; но если кто-нибудь из них будет убит
без вины, то за холопа или за робу платят назначенные судом деньги, а князю 12
гривен штрафа.
.
Судебник Ивана III
При Иване III
московские князья завершили процесс объединения под своей властью северных и
северо-восточных русских земель. Теперь, для укрепления власти, великому князю
был необходим такой законодательный акт, который распространялся бы на всю
Русь. Главная задача состояла в том, чтобы свести нормы, разбросанные по
различным законодательным актам Московского государства и бывших
самостоятельных княжеств, содержащиеся в различных юридических текстах прошлых
лет, в единый общерусский судебник. В великокняжеском Судебнике 1497 г. эти
разнородные юридические нормы были не просто собраны воедино. Была также
проведена их целенаправленная переработке, а также дополнение новыми статьями.
До нас дошел
лишь один его список (копия), впрочем, очень ранний. Он выполнен на бумаге,
произведенной во второй половине 90-х годов XV или самом начале XVI в. В этом
документе пока еще не было четкой структуры. В рукописи текст Судебника не
разделен на отдельные статьи, хотя имеется несколько заголовков и выполненные
киноварью инициалы. Тем не менее, ученые выделяют в Судебнике несколько
основных мотивов: уголовное право (с 1 по 36 статью), организация
судопроизводства (с 37 по 45 статью), гражданское и имущественное право (с 46
по 66 статью). Две последние статьи — 67 и 68 — носят вспомогательный характер.
Сравнение с
действовавшими тогда юридическими нормами показало, что многие статьи Судебника
несут на себе следы влияния Русской Правды, Новгородской и Псковской судных
грамот, Двинской и Белозерской уставных грамот, кормленых грамот, всевозможных
указов и грамот, касающихся суда и управления. Около 40 статей не имеют
соответствия в известных нам памятниках права, они могли быть извлечены из
несохранившихся законодательных актов или были нововведением составителей
Судебника.
В Судебнике
указано, что в судебном процессе участвуют три стороны — защита, обвинитель и
судья. При этом утверждалось равенство сторон и состязательное начало.
Предусматривалось ведение протокола судебного заседания. Однако существовали
виды процессов, которые можно назвать инквизиционными, в которых
состязательности не было, а судья выступал не только в своей роли, но и замещал
обвинителя и защитника. Важным явлением в Судебнике стала фиксация пытки как
легитимного способа достижения истины.
Больше всего
места в Судебнике уделено вопросам устройства судов: организации следствия,
судопроизводства в центре и на местах; компетенциям центральной и местной
администрации, правам и обязанностям должностных лиц, судебным пошлинам;
порядку оформления документов, в которых записывались решения суда и
оформлялись сделки. В Судебник вошли некоторые нормы уголовного права, в
особенности, наказания за тяжкие преступления. Есть также статьи, касающиеся
положения холопов и крестьян, а также категорий населения, подсудных духовным
властям. Кроме того, Судебник регулировал порядок решения споров по земельным
делам, займам, вопросам купли-продажи и др.
В Судебнике
устанавливался принцип четкого разграничения церковной (духовной) и царской
(светской). Духовные лица почти полностью были выведены из юрисдикции светских
судов. Даже в делах об убийствах, совершенных церковными служителями, право
первого допроса оставлялось за чиновными священниками и иными рукоположенными
лицами, которые имели духовный сан и опыт духовного просвещения.
В отличие от
«Русской Правды», которая лишала холопов, закупов и другие категории
несвободного населения права обращаться в суд, ст. 2 Судебника 1497 г. давала
такую возможность каждому верноподданному Московского государства. Все судьи
были обязаны рассматривать их жалобы.
По Судебнику
представленные в суде письменные доказательства подразделялись на группы по
степени их юридического значения и большей фактической достоверности.
Наибольшее значение имели государственные акты, жалованные государем грамоты,
межевые акты, судебные прецеденты, докладные и правовые грамоты. Далее шли
завещания (духовные грамоты), договоры, купчие, закладные и прочие частные
документы. При недостаточности представленных сторонами в суде этих и других
вещественных и документальных доказательств суд рассматривал показания
очевидцев (видоков) и косвенных свидетелей (послухов).
Уголовный
процесс по Судебнику имел розыскной характер, особенно в отношении особо
опасных преступников. Против них уголовное дело начинал сам государь или его
представители (иногда – по заявлению кого-то из известных «добрых людей»).
Судебные приговоры по уголовным делам обжалованию не подлежали и приводились в
исполнение публично и безотлагательно самими органами судебной власти.
Признанные судом в качестве виновных и осужденные лица подвергались штрафу либо
прилюдному избиению кнутом на торговой площади.
Хотя гражданское
право представлено в Судебнике весьма условно, некоторые существенные выводы об
имущественных отношениях в эту эпоху сделать можно. Прежде всего, обращает на
себя внимание использование термина «поместье», т. е. условного держания за
службу: это означает полный переход к феодальным отношениям собственности.
В Судебнике
впервые упоминается знаменитый Юрьев день (26 ноября), с которым связано
ограничение перехода крестьян от одного хозяина к другому. Юрьев день обозначил
ускоренный процесс закрепощения крестьян.
Судебник Ивана III стал значительной вехой в
истории права в России. Впервые после Русской правды на русских землях был
создан единый законодательный акт, который регламентировал значительную часть
жизни населения государства. Впоследствии все юридические документы Руси так
или иначе ссылались на нормы Судебника 1497 г.
Судебник Ивана IV
Следующим
важнейшим в истории России законодательным актом после Судебника Ивана III
1497г. стал Судебник его внука — первого русского царя Ивана IV Грозного. Его
разработка была сначала одобрена Земским Собором, а в 1551г. он был
«ратифицирован» Стоглавым Собором.
В его основу лег
Судебник 1497 г. К нему были добавлены новые царские указы, изданные за
прошедшее с конца XV века. время, нормативно-правовые акты Земских Соборов и
Боярской Думы, сведения о судебной практике. Судебник отменял податные льготы
монастырей, что укрепляло центральную власть и ослабляло материальную основу
церквей. Впервые были установлены наказания для взяточников от подьячих до
бояр. Судебник определил положение холопов, уточнил порядок выплаты пожилого, и
др. Отдельно подтверждались принципиальные положения о Юрьевом дне, которые
вели к полному закрепощению крестьян, хотя, с другой стороны, крестьянские общины
получили право самоуправления.
Новый Судебник
продолжал и дополнял документ конца XV века с учетом изменившейся политической
и социальной обстановки. Главной задачей Ивана IV было ограничить власть
боярства на местах, что, надо сказать, ему блестяще удалось. Наместники,
назначаемые царем, должны были активно сотрудничать с представителями местной
служилой знати, торговыми кругами, что увеличивало роль дворянства и купечества
в делах их земли. Подобные нововведения касались также крестьян, которые могли
принимать деятельное участие в судопроизводстве. «Чиновники» оказывались
подконтрольными не только высшему начальству, но и представителям населения. К
тому же в результате такой реформы были ликвидированы многочисленные
«кормления» бояр, т.е. коррупционная система, при которой простые жители имели
юридически оформленное право дарить подарки боярину за выполнение каких-либо
услуг.
Интересным фактом юридической жизни стал
судебный поединок. Разумеется, в то время ничего не было известно о
состязательности сторон — решение принимал судья, который должен был выяснить
все обстоятельства дела и допросить свидетелей. Новым по сравнению с
предыдущими эпохами стало ведение протокола судебных заседаний. При этом
отдельно оговаривалось невмешательство «заинтересованных лиц» в беловой вариант
документа. Но зачастую расследование заходило в тупик, и тогда для решения
спора применялся поединок; победитель в борьбе становился победителем в
судебном разбирательстве. Разумеется, не всегда такие поединки были возможны —
например, в силу разного возраста участников судебного процесса. Но сам факт
бытования такого обычая запечатлен в русской литературе — это «Песнь о купце
Калашникове» М.Ю. Лермонтова.
Программа реформ
Ивана IV не случайно началась с издания нового
Судебника. В нем нашли отражение не только вопросы уголовного права, но также
нормы гражданского и административного права. К таким постановлениям можно
отнести статью Судебника, представляющую собой свод норм, регулирующих право собственности
на вотчины; статью рассматривающую порядок распространения отношений феодальной
зависимости на отдельные категории свободного населения Русского государства. Статьи,
регулирующие правила купли-продажи лошадей и регистрации этих сделок и другие.
Особо следует отметить статью, которая устанавливает твердое правило – включать
каждый новый законодательный акт в общерусский свод законов. Это первая
известная в русском праве норма, отображающая непосредственный процесс выработки
законов. Все последующее русское законодательство на протяжении около 100 лет
вырабатывалось именно таким путем. Составители Судебника 1550 г. разбили
содержание закона на главы или статьи. Одновременно они сгруппировали статьи,
единые по своему содержанию (например, статьи по гражданскому праву – 76–97 и
т. д.). Все это показывает, что Судебник 1550 года стоит на значительно более
высокой ступени развития нежели все предыдущее русское законодательство. Со
времени открытия Судебника 1550 г. в 1734 г. В. Н. Татищевым было найдено более
40 списков Судебника. Большинство из них относится ко времени между принятием
Судебника и изданием Соборного Уложения 1649 г. По количеству глав – 100, его
ещё именуют Стоглав.
Соборное Уложение
Со времени
принятия Судебника Ивана IV в России было принято множество новых указов,
которые в значительной степени противоречили друг другу. На период с 1550 по
1649 годы пришлись тяжелейшие потрясения Смутного времени. 1 июня 1648 г.
вспыхнуло восстание в Москве (так называемый “соляной бунт”), в ходе которого
восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках. Вслед за
Москвой летом этого же года развернулась борьба посадских и мелких служилых
людей в Козлове, Курске, Сольвычегодске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме,
Томске и других поселениях. Социально-политический кризис диктовал
необходимость укрепления законодательной власти страны, узаконивание перехода сословно-представительной
монархии к абсолютной. Поэтому для кодификации законов царь Алексей Михайлович
созвал специальную комиссию, одновременно с созданием которой, был созван
Земский Собор. Все статьи будущего документа подробно обсуждались на заседаниях
этого органа.
В Уложении были
закреплены самодержавная власть монарха, как основа российской
государственности, и особые роль и позиция православной Церкви. Более того,
преступления против веры по иерархии стоят выше остальных правонарушений и
караются особенно сурово. Уложение регламентирует все стороны жизни сословий,
разумеется, в бóльшей степени ориентируясь на интересы правящих кругов. Именно
в этом документе полное юридическое оформление получило крепостное право —
крестьянам отныне были запрещены переходы.
Уложение
относило к преступным действиям:
• преступления против Церкви:
богохульство, «совращение» в иную веру, прерывание хода литургии в храме и
т.п.;
• государственные преступления: любые
действия, направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор,
измена;
• преступления против порядка
управления: самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, дача ложных
свидетельских показаний, ложное обвинение, содержание питейных заведений без
разрешения и т.д.;
• преступления против благочиния:
содержание притонов, укрывательство беглых, продажа краденого или чужого
имущества и пр.;
• должностные преступления: лихоимство,
неправосудие, подлоги по службе, воинские преступления и т.п.;
• преступления против личности:
убийство, нанесение увечий, побои, оскорбление чести;
• имущественные преступления: кража,
конокрадство, разбой, грабёж, мошенничество, поджог, порча чужого имущества.
• преступления против нравственности:
«непочитание детьми родителей», сводничество, «блуд» жены, половая связь
господина с «рабой».
Отсюда вытекала
и система наказаний, включавшая: смертную казнь, телесные наказания, тюремное
заключение, ссылку, бесчестящие наказания (лишение званий или понижение в
чине), конфискацию имущества, отстранение от должности и штрафы.
Правовыми
источниками Соборного Уложения были: Указные книги приказов, Судебники 1497 и
1550 г., Литовский статут 1588 г, Кормчая книга и различные челобитные
дворянства, в которых содержались требования об отмене урочных лет.
В области
гражданского права нововведением стало установление возрастного ценза:
субъектами права были объявлены лица, достигшие 15-летнего возраста. Основным
объектом соответствующего раздела Уложения стали сделки с имуществом, прежде
всего с землей. Важнейшим юридическим новшеством стал постепенный переход от
устной формы договора к письменной. Порой такие документы даже требовали
специального оформления в государственных органах.
Принятое в 1649
г. Соборное Уложение отменяло Юрьев день и устанавливало бессрочный сыск
беглых. Вводился также немалый штраф (10 рублей за каждого беглого) за их прием
и укрывательство. Но при этом владельческие крестьяне еще не лишились
окончательно своих личных прав: по Уложению они могли владеть имуществом и
совершать от своего имени сделки, быть истцами, ответчиками и свидетелями в
суде, а также наниматься на работу к другим лицам. Крепостных было запрещено
обращать в холопы, а поместных крестьян переводить в вотчину. Специальная
статья Уложения устанавливала штраф в 1 рубль за «бесчестье» как черносошного,
так и «боярского» крестьянина. Это было в 50 раз меньше, чем штраф за
оскорбление боярина. Но все же законодательство официально признавало «честь»
крепостного, что будет уже немыслимо для дворянского государства в следующем
столетии, когда произойдет ликвидация всех личных прав крестьян.
Церкви было
запрещено расширять свои владения без царского разрешения, а
торгово-промысловая деятельность объявлена монополией посадского населения.
Если в сфере
семейного права продолжали действовать принципы Домостроя (главенство мужа над
женой и детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены
за мужем и пр.), тот в области гражданского права возросла правоспособность
женщин. Теперь вдова наделялась правами в области заключения сделок.
В сфере
экономики Уложение закрепило начало образования единой формы феодальной
земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и
вотчин. В социальной сфере оно отразило процесс консолидации основных сословий
и установление системы крепостного права.
То есть Соборное
Уложение не только обобщило основные тенденции в развитии русского права
XV-XVII вв., но и закрепило новые черты и институты. Оно стало первым печатным
памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением
их на торговых площадях и в храмах. Появление печатного закона уменьшало
возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами.
Уложение не
имело прецедентов в истории русского законодательства, во много раз превосходя
по богатству юридического материала объемный Стоглав. Не имело себе равных
Уложение и в европейской практике тех лет. Соборное уложение 1649 года
действовало до 1832 г., когда под руководством М.М. Сперанского (см. статью «Сперанский М.М.») был
разработан Свод законов Российской империи.