Заполните форму

Процессы 30-х

В современных СМРАД (средства массовой рекламы, агитации и дезинформации) усиленно внедряется мнение, что массовые репрессии 30-х годов были беспричинны и необоснованные. Но чтобы разобраться в этом нужно понять ситуацию того времени.


В современных СМИ СМРАД (средства массовой рекламы, агитации и дезинформации) усиленно внедряется мнение, что массовые репрессии 30-х годов были беспричинны и необоснованы. Но чтобы разобраться в этом нужно понять ситуацию того времени.

Во-первых, после революции и гражданской войны прошло не так много времени – 15-20 лет. Ещё живы были хозяева фабрик и заводов, которые хотели вернуть всё обратно. Не все враги Советской власти покинули страну, кто-то приспособился и, выжидая возврата старого, работал на этих заводах. Почему бы им не создать группу заговорщиков и не заняться саботажем.

Во-вторых, у власти оказались некоторые люди, революционеры с опытом, которые умели разрушать и не умели строить. Их интересовала власть как таковая, а не развитие страны на благо всех трудящихся, которое осуществлял И.В. Сталин. Чтобы этим ренегатам стать хозяевами, нужен был возврат к капитализму. То, что эти люди в номенклатуре имеются в наличии всегда, мы убедились в перестройку. Данные «товарищи» готовили террористические акты против руководителей государства (опыт революции имелся), проводили диверсии (в архивах и газетных публикациях того времени достаточно информации о взрывах на заводах и сходах с рельсов эшелонов). Используя высшую власть, принимали решения, разрушающую экономику страны (в судебных процессах всё подробно доказано). Аналогичные «товарищи» в погонах подготавливали военный переворот и планировали поражение страны в случае военной агрессии извне, результаты этой подготовки и сказались в начальный период войны с нацистами.

После принятия конституции 1936 года, в которой уравнивались в правах все граждане государства, тёплые места в руководстве для этих людей оказались под вопросом. (см. статью "Конституция"). Это с их подачи начались массовые репрессии по всей стране. Погибая сами, они старались утащить с собой больше народу. Началась очередная гражданская война.

Вкратце ознакомимся с некоторыми процессами, которые особо на слуху:

 Шахтинское дело или «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе», суд с 18 мая по 6 июля 1928 года.

Обвинение:

В рамках процесса группа из 53-х руководителей и специалистов угольной промышленности СССР — входившая как в ВСНХ и трест «Донуголь», так и в управляющие органы ряда шахт Донбасса — обвинялась во вредительстве и саботаже. Кроме того, участников процесса, являвшихся преимущественно представителями старой (дореволюционной) технической интеллигенции, обвиняли в создании подпольной контрреволюционной организации, связанной с зарубежными антисоветскими центрами, в частности, с «парижским центром».

Приговор:

11 обвиняемых были приговорены к расстрелу; через три дня, 9 июля, пять человек: инженеры Н. Н. Горлецкий, Н. А. Бояринов, Н. К. Кржижановский, А. Я. Юсевич и служащий С. 3. Будный — были расстреляны. Для шести остальных приговоренных — Н. Н. Березовского, С. П. Братановского, А. И. Казаринова, Ю. Н. Матова, Г. А. Шадлуна и Н. П. Бояршинова — расстрел был заменён десятью годами заключения. Четверо обвиняемых — в том числе двое граждан Германии — были оправданы, ещё четверо были приговорены к условным срокам наказания. Остальные фигуранты дела получили различные сроки лишения свободы, составлявшие от одного года до десяти лет, с поражением в правах на срок от трех до пяти лет.

 Дело Промпартии, суд  25 ноября — 7 декабря 1930 года.

Обвинение:

Весной 1930 года, после ряда забастовок рабочих на шахтах, была арестована большая группа инженеров и научно-технической интеллигенции. По материалам дела они обвинялись в создании антисоветской подпольной организации, известной под названием: «Промышленная партия». По данным следствия, эта антисоветская организация в 1925—1930 годах занималась вредительством в различных отраслях промышленности и на транспорте. Кроме того, согласно обвинению, она была связана с «Торгпромом» («Торгово-промышленным комитетом»), объединением бывших русских промышленников в Париже и французским генеральным штабом, подготавливала иностранную интервенцию в СССР и свержение советской власти.

Приговор:

Все восемь обвиняемых признали свою вину; пятеро из них (Л.К. Рамзин, В.А. Ларичев, Н.Ф. Чарновский, И. А. Калинников, А. А. Федотов) были приговорены Верховным судом СССР к расстрелу, а трое (С. В. Куприянов, В. И. Очкин и К. В. Ситнин) — к 10 годам лишения свободы. Президиум ЦИК СССР по ходатайству осуждённых заменил расстрел 10-летним тюремным заключением и снизил срок наказания другим осуждённым.

 Первый московский процесс или процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», суд с 19 по 24 августа 1936 года.

Обвинение:

Группа бывших руководителей партии, в прошлом активных участников оппозиции Зиновьев Г.Е., Каменев Л.Б., Евдокимов Г.Е., Бакаев И.П., Мрачковский С. В., Тер-Ваганян В.А., Смирнов И.Н., Дрейцер Е.А., Рейнгольд И.И., Пикель Р.В., Гольцман Э.С., Круглянский, И.И., Ольберг В.П., Берман-Юрин К.Б., Александр Эмель, Лурье Н.Л. обвинялись в том, что:

- в соответствии с директивой Л. Д. Троцкого организовали объединенный троцкистско-зиновьевский террористический центр для совершения убийства руководителей ВКП(б) и Советского правительства для захвата власти;

- подготовили и осуществили 1 декабря 1934 года через ленинградскую подпольную террористическую группу злодейское убийство Кирова;

- создали ряд террористических групп, готовивших убийство высших руководителей Советского государства.

Все 16 подсудимых были признаны виновными, 24 августа 1936 года их приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. 25 августа 1936 года приговор привели в исполнение.

 Второй Московский процесс или процесс «Параллельного антисоветского троцкистского центра», суд c 23 по 30 января 1937 года.

Обвинение:

На этом процессе обвинялись руководители партии и государства, на которых указывали обвиняемые ещё на первом процессе: Томский М.П. (покончил с собой), Пятаков Г.Л., Сокольников Г.Я., Радек К.Б., Серебряков Л.П., Лившиц Я.А., Муралов Н.И., Дробнис Я.Н., Богуславский М.С., Князев И.А., Ратайчак С. А., Норкин Б. О., Шестов А.А., Строилов М.С., Турок И.Д., Граше И.И., Пушин Г.Е., Арнольд В. В.

По указанию Л. Д. Троцкого, в 1933 году был организован параллельный центр, задачей которого являлось руководство преступной антисоветской, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью. Этот центр:

- вступил в сношение с представителями некоторых иностранных государств в целях организации совместной борьбы против Советского Союза;

- систематически занимался шпионажем в пользу этих государств, снабжая иностранные разведки секретными сведениями важнейшего государственного значения;

- организовывал и совершал на некоторых предприятиях и железнодорожном транспорте ряд вредительских и диверсионных актов;

- подготовлял ряд террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства.

Приговор:

Все 17 подсудимых были признаны виновными. К смертной казни были приговорены 13 человек. К. Радека, Г. Сокольникова и В. Арнольда приговорили к 10 годам, а М. Строилова к 8 годам тюремного заключения.

 Дело Тухачевского, или дело «Антисоветской троцкистской военной организации» — суд 11 июня 1937 года.

Обвинение:

 Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский командующий войсками Приволжского ВО;

командармы 1-го ранга:

И. Э. Якир — командующий войсками Киевского ВО;

И. П. Уборевич — командующий войсками Белорусского ВО;

командарм 2-го ранга А. И. Корк — начальник Военной академии им. Фрунзе;

комкоры:

Р. П. Эйдеман — председатель Центрального совета Осоавиахима;

В. К. Путна — военный атташе при полпредстве СССР в Великобритании;

Б. М. Фельдман — начальник Управления по командному и начальствующему составу РККА;

В. М. Примаков — заместитель командующего войсками Ленинградского ВО;

армейский комиссар 1-го ранга Я. Б. Гамарник — первый заместитель наркома обороны СССР, начальник Политуправления РККА (покончил с собой).

Обвинялись в

- передаче в 1932—1935 годах представителям германского Генштаба секретных сведений военного характера;

- разработке в 1935 году подробного оперативного плана поражения Красной Армии на основных направлениях наступления германской и польской армий;

- подготовке террористических актов против членов Политбюро ЦК ВКП(б) и советского правительства;

- подготовке плана вооружённого «захвата Кремля» и ареста руководителей ЦК ВКП(б) и советского правительства.

Все обвиняемые были приговорены к расстрелу с конфискацией имущества и лишением воинских званий. Приговор был приведён в исполнение сразу по завершении суда 12 июня 1937 года.

 Третий Московский процесс или процесс «Антисоветского право-троцкистского блока», суд с 2 по 13 марта 1938 года.

Обвинение:

Основными обвиняемыми были видные деятели партии, ещё с конца 1920-х обвинённые в правом уклоне и составлявшие оппозицию: А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, а также бывшие троцкисты Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, А. П. Розенгольц, В. И. Иванов, М. А. Чернов, Г. Ф. Гринько, И. А. Зеленский, С. А. Бессонов, А. Икрамов, Ф. Г. Ходжаев, В. Ф. Шарангович, П. Т. Зубарев, П. П. Буланов и В. А. Максимов-Диковский. Важнейшим обвиняемым был также бывший нарком внутренних дел Г. Г. Ягода. Ряд подсудимых, которым преимущественно вменялось убийство Максима Горького и его сына: Ягода, секретарь Горького (и сотрудник ОГПУ) П. П. Крючков, врачи Л. Г. Левин, И. Н. Казаков и Д. Д. Плетнёв. Всего 21 обвиняемый.

Подсудимые обвинялись «в измене родине, шпионаже, диверсии, терроре, вредительстве, подрыве военной мощи СССР, провокации военного нападения иностранных государств на СССР». Обвинение включало в себя такие пункты:

- оставление заговорщицкой группы под названием «право-троцкистский блок», поставившей себе названные цели, а также восстановление капитализма и отторжение от СССР союзных республик и Приморья;

- связь с иностранными разведками, в частности, с немецко-фашистской (непосредственно или через Л. Д. Троцкого), подготовка вооружённой агрессии против СССР, получение помощи от иностранных правительств и антисоветской и троцкистской эмиграции;

- целенаправленное вредительство на производстве и в сельском хозяйстве;

- организация кулацких восстаний в тылу Красной Армии в случае будущей войны;

- убийства деятелей советского государства: С. М. Кирова, В. Р. Менжинского, В. В. Куйбышева.

- убийство Максима Горького и его сына М. А. Пешкова.

- покушение на Ленина в 1918 году, подготовка покушений на Сталина и Н. И. Ежова.

Приговор:

Суд счёл вину всех обвиняемых доказанной и приговорил 13 марта 1938 года всех подсудимых, кроме троих, к высшей мере наказания — расстрелу. Суд приговорил Плетнёва к 25 годам заключения, а Раковского и Бессонова к 20 и 15 годам заключения соответственно.

 Осуждённые по «Делу Промпартии»  специалисты, отбыв наказание, одумались, вернулись к работе, а Л.К. Рамзин стал профессором и получил Сталинскую премию. Партийные руководители, осуждённые на Московских процессах к разным срокам, с началом Великой Отечественной войны были расстреляны. В 30-е получилось их остановить, в 90-е  – нет.

ООО «ЮрЛанд». Все права защищены, 2018.